Москва декабря 2007 года и Москва марта 2008 года - это два разных города. Как известно, в марте Москва нарушила традицию и показала необычно высокую явку - на уровне средней по стране. Вопрос - какой ценой это далось.
Вот распределение участковых избирательных комиссий по явке в декабре 2007 года:
Все достаточно пристойно: почти симметричный главный пик с небольшим хвостом со стороны высоких явок (ну немножно все-таки пошалили, не без того), потом провал, потом закрытые участки со 100%-ной явкой. Нумерологических художеств тоже минимум - небольшой пик на 65%, еще один на 75% - и, почитай, все.
Соответственно и аномальная часть распределения голосов за кандидатуру власти была небольшая:
При таком выделении аномальной части, как на графике, число "аномальных" голосов составляет 244 тыс. из 2.14 млн.
В марте ситуация радикально изменилась. Распределение участковых комиссий по явке теперь выглядит так:
Раньше такие распределения встречались на хорошо управляемой периферии. Почти не осталось выраженного главного пика, откровенные максимумы на 65%, 70%, 75%, 80%, 85%, (почему-то) 89% и 90% не оставляют сомнений в том, что явкой манипулировали.
И это не замедлило отразиться на "аномальном" вкладе в голоса за кандидатуру власти.
Аномальный вклад начинается с 50%-ной явки и до явки 80% растет линейно, что логично соответствует более-менее равномерному размазыванию участков по явке как раз до тех самых 80 - 85%.
Если посчитать долю "аномальных " голосов при таком разбиении, получится, что они составляют 1.06 млн из 3.29 млн. В реконструкции Орешкина и Козлова, где за эталон брались участки с КОИБами, получилось в полтора раза меньше - 642 тысячи. Но и то, и другое - много.
Так что, уважаемые москвичи, не стоит кивать на Волгу и Северный Кавказ. Вас тоже посчитали.